Паралингвистические средства
- Паралингвистические средства
это средства, участвующие в организации текста вербального языка, формирующие коммуникативно-прагматический аспект текста. К П. с. относятся следующие: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой и красочный наборы, типографские знаки, цифры; иконические знаки (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и др.), необычное написание, нестандартная расстановка пунктуационных знаков и т. д. Список данных средств не является жестко фиксированным и может пополняться и варьироваться в зависимости от характера конкретного текста.
По степени «привязанности» к вербальным знакам выделяют непосредственно прилегающие и опосредованно взаимодействующие с вербальными знаками П. с.
По роли в раскрытии содержания текста и выражении авторского замысла среди П. с. выделяются самостоятельные носители информации (рисунок, фотография); средства, которые вносят дополнительные семантические и экспрессивные оттенки в содержание текста (шрифтовое варьирование, разрядка и др.); средства, не имеющие отношения к содержанию текста, но создающие оптимальные условия для его восприятия (формат листа, качество бумаги и т. п.).
В целом, учитывая эту типологию, можно говорить о текстах паралингвистически активных и паралингвистически пассивных.
Лит.: Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креоли-зованных и гибридных текстов) // В. я. — 1992. — № 1. — С. 71—78; Сорокин А.Л. К вопросу о роли параграфемных элементов в создании экспрессии в публицистическом тексте // Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. — М., 1990. - С. 75-84.
Т. Г. Орлова
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука.
Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской.
1998.
Смотреть что такое "Паралингвистические средства" в других словарях:
ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА — ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. Средства общения в виде интонации, жестикуляции, мимики, распределения ударения и пауз в высказывании, формирующие коммуникативно прагматический аспект текста (сообщения). Они сопровождают языковые средства в ходе… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
паралингвистические средства — средства общения, щие языковому коду или заменяющие его. Речь идет прежде всего об интонации, распределении ударений и пауз в высказывании, жестикуляции, мимике. По мнению некоторых ученых, паралингвистические средства могут составлять 75% всей… … Толковый переводоведческий словарь
паралингвистические средства — Неязыковые (невербальные) средства общения, сопровождающие устную или письменную речь или заменяющие ее в определенных условиях … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Паралингвистические средства общения — Невербальные (неречевые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Различаются три вида паралингвистических средств: 1) фонационные (тембр речи, ее темп, громкость, а также… … Словарь социолингвистических терминов
Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Паралингвистика — (от греч. παρά около и лингвистика) 1) раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включённые в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию; 2) совокупность невербальных средств,… … Лингвистический энциклопедический словарь
Паралингвистика — Лингвистика … Википедия
Паралингвистика — (пара греч. linqa – язык) – 1. изучение тех аспектов коммуникации, которые не являются «чисто» лингвистическими, то есть морфологическими, синтаксическими или семантическими; 2. фонационные (тембр голоса, его громкость и др.), кинетические (жесты … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)